Словно галерейная экспозиция протяженностью 10 километров – скальная придорожная гряда изобилует петроглифами. В общем сложности «выставка» включает до 3 тысяч изображений, относимых к межвременному отрезку, начиная с Бронзового века и заканчивая Средневековьем, вкупе с 2 десятками рунических надписей.
Наименование Калбак-Таш означает «расширенный плоский камень, в подвешенном положении; гора». Действительно, здешние скалы являют собой уплощенную возвышенность, пересекающую Чуйскую долину. На них начертано свыше полутысячи композиций из 5 тысяч рисунков, выбитых металлическими и каменными орудиями точечным методом.
Самые древние начертания относятся к 8 тысячелетию до Рождества Христова. А самыми популярными изображениями являются рисунки животных: быков, оленей, волков и барсов – широко распространенных на Алтае. Встречаются и необычные представители хищной фауны, вероятно существовавшие века назад, а может быть выдуманные авторами петроглифов. Представлены и сцены охоты, примечательные не только с эстетической точки зрения, но и в качестве исторического материала. Еще один распространенный сюжет – ритуалы: воины с хвостами, шаманы и их звериные спутники кер-тютпы, переносящие хозяев в подземный мир. Тела шаманов словно продырявлены в районе груди, намекая на отсутствие души. Иные рисунки иллюстрируют алтайскую мифологию, а некоторые и вовсе невозможно интерпретировать. Поразительно, но среди изображений встречаются объекты, напоминающие реальные современные космические корабли. Эти рисунки масштабнее людских и звериных силуэтов и располагаются на горизонтальных плоскостях, а потому размыты стихиями и стопами посетителей.
Наличие солярной символики позволяет предположить, что некогда местность использовалась в качестве обсерватории или храма. Долгое время было оно священным, поскольку такое количество петроглифов – вопрос веков.
Калбакташские росписи наносились на протяжении многих эпох, анализ сюжетов позволяет сгруппировать их следующим образом:
1. Эпоха неолита (6-4 тыс. до н.э.) представлена укрупненными фигурами козлов и оленей, начертанных контурным желобком.
2. Эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. до н.э.) включает наибольшее количество рисунков, изображающих женщин в компании животных, фаллические начертания, колесницы, навьюченных быков, войны и копья, погонщиков, вымышленных хищников и так далее. Встречаются змеи, символы и медвежьи силуэты – что не характерно Алтаю тех времен.
3. Скифская эпоха (8-3 в.в. до н.э.) отличается сценами охоты на оленей, рисунками лошадей, собак, волков и козлов.
4. Древнетюркская эпоха (7-10 в.в. до н.э.) характеризуется сравнительно небольшим количество охотничьих сцен, жертвами которых являются олени, дикие быки и медведи. Стилистика начертания – граффити.
Местоположение: 723-ий километр Чуйского тракта (трассы «Новосибирск-Ташанта», М-52). Скалы обрамляют автодорогу с левой ее стороны.
По сути, алтайские петроглифы встречаются не только здесь, но Калбак-Таш наиболее доступное и наглядное место. Время не щадит достопримечательность и придет день, когда рисунки и вовсе исчезнут, но пока еще есть шанс увидеть древнее наследие и прикоснуться к истории.
В 2 километрах от «галереи» петроглифов возвышается каменный исполин, символизирующий воина, сжимающего в руках меч.