Вигель Юрий , Горный Алтай
О нас:
Семья Вигель:
Юра
Люда
Дочь Кристина – 11 лет
Семья Ехамовых:
Аркадий
Люда
Сын Виталя – 5 лет
День первый. На Алтай. 9.07.06 Вс
Выезжаем из Ордынска (100 км к югу от Новосибирска по трассе на Камень-на-Оби) около 8.00 утра в воскресенье 9.07.06. С утра тепло, небо чистое. Но как только проезжаем Новосибирск, на юге показываются тучи сплошным фронтом. Это не очень радует. Машин на трассе мало, особенно после Бердска, все-таки воскресенье. В основном редкие фуры. Но ближе к обеду навстречу появляется поток встречных машин, люди возвращаются с отдыха. Становится труднее обгонять, скорость в среднем 100 – 120 км/час. После границы Новосибирской области и Алтайского края начинается редкий дождь, и чем дальше мы едем, тем тучи становятся темнее и гуще. После обеда встречные машины с отдыхающими идут сплошным потоком. К тому же дождь льет как из ведра. В Сростках притормаживаем купить на дорогу медовухи, но весь базар рядом с трассой забит машинами так, что практически негде припарковаться, тем более, что выходить под дождь неохота. Решаем заехать за медовухой на обратном пути.
Перед границей Республики Алтай дождь заканчивается и появляются просветы между облаков. Это радует. Но гору Бабырган (1008 м), стоящую справа от трассы, не видно.
За Маймой везде сыро, на обочинах стоят лужи. Перспектива ночевать в палатках на сырой траве с детьми не особенно радует. Поэтому мы начинаем поиск какой-нибудь базы, где можно переночевать под какой-нибудь крышей. По дороге попадаются таблички с предложением сдать домик, и рекламные плакаты баз. Заезжаем на одну в лесу метрах в 500 от трассы, надеясь, что к вечеру в воскресенье большинство отдыхающих разъехалось. Но таких, как мы (которые приехали в воскресенье), тоже немало и последние свободные места перехватывают прямо перед носом. К тому же множество баз стоит с левой стороны трассы, вдали от реки, а нам всем хочется ночевать на берегу Катуни. Так доезжаем до Аржан-Су. Здесь, как обычно, все тоже забито туристами. Люди покупают на память сувениры. Мы же набираем воды с источника и едем дальше.
В Усть-Семе оставляем мост через Катунь справа и едем в сторону Чемала. Здесь народу к концу воскресенья поменьше. Километра через четыре сворачиваем на уютную базу «Семинская поляна» в сосновом лесу на берегу Катуни. От трассы метров двадцать по правой стороне. На берегу между сосен под крышами стоят столики с лавочками, есть специальные места для костра. Недалеко кухня с газовой плитой. Вообще все довольно организованно и уютно. Хозяйку зовут Аня. Она сразу же предлагает нам комнату на втором этаже деревянного домика. 250 рублей с человека, но с детей не берет.
Аркадий начинает заниматься шашлыком, припасенным дома, Людмилы накрывают на стол, а я хватаю фотоаппарат и с детьми бегу на берег. Горы на противоположном берегу тонут в облаках, картины живописные. А Катунь после дождей вспученная и грязная. Но надеюсь, что еще увидим ее родной бирюзовый цвет.
Отмечаем первый день поездки и часов в 12 ложимся спать.
День второй. Через перевалы. 10.07.06 Пн
Встаем в 8.00, завтракаем. Погода вроде обещает быть отличной. Небо чистое и трава высохла. Выезжаем около в 10 часов утра. Возвращаемся назад до Усть-Семы и поворачиваем налево. Проезжаем мост через Катунь. Дорога начинает подниматься в горы. Так как все, кроме меня, на Алтае первый раз, едем медленно, не больше 80 км/час, обозреваем окрестности. Тем более Аркадию сложно рулить и глазеть по сторонам одновременно. Заезжаем в Шебалино. В центре магазины, рынок, столовая. Вдоль трассы несколько заправок. Останавливаемся возле столовой, там еще рядом что-то типа импровизированного автовокзала. Сколько раз езжу, всегда кто-то стоит и пытается поймать попутку. Хотя вроде там же останавливается маршрутное такси, ходящее по Чуйскому тракту.
Я иду с дочерью искать туалет, а жена с Ехамовыми уходят на базар. У них сын вчера промочил кроссовки и они решают купить еще пару, на всякий случай. Уже к вечеру я узнал, что там с ними случился «прикол». Аркадий одевает сыну кроссовок для примерки, и что самое интересное (то ли после вчерашнего вечера, то ли от гор у него голова закружилась), не на ту ногу. Никто, что странно, этого не замечает. Аркадий начинает возмущаться, что кроссовок какой-то ненормальный, дайте другой. Ну тут слова продавщицы-алтайки убивают всех: «ОДНАКО, Вы не на ту ногу надели». Она долго не могла понять, неужели русские так носят обувь!? Но когда на нее наехали, что обувь ненормальная, она не выдержала. В общем, больше Аркадию не наливать!!!
Дальше все выше и выше в горы. Машин мало, что в ту, что в другую сторону.
Природа живописная. Рядом с трассой течет речка Сема. Горы почти полностью покрыты лесом. Километров через 25 после Шебалино начался подъем на Семинский перевал (1800 метров). Иномарки взлетают на него довольно легко. Выключил «овердрайв» и вперед… А вот груженые «Камазы» ползут медленно. Обогняем перед самой вершиной микроавтобус с монголами и с тюками тряпок на крыше. На перевале, как и положено, в горах погода меняется. Дует холодный ветер. Небо в серых облаках. Приходится опять одевать ветровки. Фотографируемся у монумента, облегчаемся в туалете (последний приличный на трассе, во всяком случае, нам больше нормальных не попадалось). На базе олимпийского резерва рядом с перевалом машин мало, не то, что зимой. Летом на Семинском задерживаться надолго нет смысла, все едут дальше. К нам подошел парень на «Ипсуме». Разговорились. Он думает ехать в сторону Усть-Кана. Я там не был, ничего не могу посоветовать.
Едем дальше. По левой стороне дороги потянулись маральники. Правда, ни одного марала увидеть так и не довелось. К нашей радости, тучи опять рассеиваются. Пейзаж по мере удаления от перевала начинает меняться. Деревья в основном растут на северных склонах гор. Южные сухие склоны покрыты зеленой травой. Все чаще дорогу перебегают местные суслики. Совсем не боятся людей и машин. Местные коровы тоже никого не боятся.
За Онгудаем, точнее за Улитой, решаем пообедать. Съезжаем с тракта, точнее, поднимаемся метров на пятьсот в гору, на альпийские луга, во всяком случае, очень похожие на альпийские. Сверху шикарный вид на долину реки Урсул. Правда, саму речку не видно. Она где-то между деревьев, растущих на ее берегах. В траве клубника. И кругом норы местных сусликов. Выше нашей стоянки полоса леса. Быстро (относительно быстро) обедаем и двигаем дальше.
Через тридцать километров начинается подъем на Чике-Таман (1500 метров). Хоть перевал ниже Семинского, подъем по серпантину впечатляет (4 км вверх и 4 вниз). Склоны перевала довольно крутые, поэтому с первого поворота открывается замечательный вид на долину реки Малый Ильгумень и прилегающие горы. Чувствуется, как быстро меняется высота. Закладывает уши.
Заезжаем, как и на Семинский, легко. Аркадий, правда, открыл капот и колдует над радиатором. Оказалось, еще с весны между радиатором и охладителем кондиционера набился тополиный пух, ну и температура у него поползла вверх… Если б в горы не поехал, так бы и возил этот пух…
На вершине площадка для машин. Постоянно кто-то останавливается для отдыха и чтобы сфотографироваться. Все скалы расписаны автографами приезжих «художников». Есть надпись «Ордынск». Кто-то из наших земляков постарался. Деревья обвешаны белыми ленточками. У местного населения такой обычай, в святых местах ленточками отгоняют злых духов. В общем, все стараются внести свою лепту в «украшение» природы.
Спуск такой же, как и подъем, короткий, и не замечаешь, как попадаешь в долину. Теперь это долина реки Большой Ильгумень. На берегах реки много мест для стоянки. Но я надеюсь проехать за этот день как можно больше, и мы едем дальше. На небольшом участке дороги (километров десять) идут ремонтные работы и мы сворачиваем на объездную - грунтовую, которая проложена в метрах пяти от старой. Весной, когда я был здесь последний раз, никакого ремонта не было. Вскоре подъезжаем к разбитому мосту через Большой Ильгумень. Вот из-за чего весь сыр-бор. После паводка река смыла мост. Пока его восстанавливают, сделали объезд, заодно меняют асфальт на небольшом участке тракта.
Вскоре после Купчегеня выезжаем на Катунь. Виды живописные. Вода в Катуни немного очистилась и уже заметен бирюзовый оттенок воды. Чуйский тракт начинает петлять по скалам над рекой. На местном языке эти скалы называются «бомы». С одной стороны асфальта отвесная скала, а с другой обрыв к реке.
За Яломанбомом, возле моста через реку Большой Яломан, организованное место для стоянки. Имеется аил и баня. Аил - это что-то вроде юрты, с костром в центре. Можно погреться и приготовить пищу. Дальше опять бом, с которого открывается прекрасный вид на Катунь и соседние скалы. Людмила фотографирует все подряд. Повороты один за одним, только успевай крутить руль туда-сюда. Едем 50 км/час, чтобы и Аркадий успел все разглядеть, а не пялился на дорогу.
Дальше деревня Малый Яломан и мост через одноименную речушку. Километров через пять, перед поселком Иня, долина с разбросанными огромными валунами. В поселке новый мост через Катунь. Высота метров пятьдесят. Во всяком случае, очень высоко. Справа видно старый мост, через который проходил старый Чуйский тракт. Слева за мостом через Катунь до сих пор стоит памятник Ленину. Останавливаемся в поселке пополнить запас батареек для фотоаппарата. Как ни странно, в магазине есть «Duracell».
Километра через два за Иней метрах в пятидесяти справа от дороги стоят каменные столбы. До сих пор точно не известно, откуда они здесь взялись.
Растительности на горах в этих местах почти нет, и мест для стоянки мало. Есть место на слиянии Чуи и Катуни, но на другом берегу. В пяти километрах от Ини поворот направо с Чуйского тракта на Инегень (стоит указатель). Через Катунь на другой берег ведет висячий мост. На стоянке стоит аил и еще несколько сооружений непонятного назначения.
Дальше трасса проложена по скале Бачикту-Кая. За ней крутой левый поворот, и метрах в пятистах съезд с трассы вправо на площадку над слиянием Чуи и Катуни. Примерно в километре от слияния слева от дороги стоит гостиница «Чуй-Оозы». Тут же кафе, гостиница, баня. Условия для здешних мест приличные. Набираем в кафе воды.
Проезжаем Иодро. По берегу Чуи на нашей стороне деревьев почти нет, а на другой берег ведут старые разбитые мосты. Мы ищем место для стоянки. Все хотят, чтоб и возле реки, и чтоб деревья рядом росли. Потом пожалеют…
Наконец доезжаем до Белого Бома. Небольшой поселок в ущелье. Назван так в честь скалы, возвышающейся чуть дальше за поселком над Чуйским трактом и Чуей. Говорят, раньше здесь было одно из самых опасных мест на тракте. Под самой скалой памятник революционерам, погибшим на этом месте в годы гражданской войны от рук басмачей. Рядом стоит небольшое кафе и фонтан. Справа от дороги между кафе и памятником расположено место для стоянки. Хозяин алтаец, зовут Василий. Как и везде, на стоянке стоит аил и пара домиков. Есть баня с бассейном.
Так как погода вроде нормальная, мы решаем поставить палатки (50 рублей место и 50 рублей за машину). Тем более, что рядом уже стоят несколько палаток. В горах солнце заходит быстро. Сразу после захода резко похолодало, подул ветер. Одеваем ветровки, дети греются в аиле. Спать в этот вечер опять ложимся часов в двенадцать.
Всю ночь рядом гремит река. Лучше бы где-нибудь подальше от реки остановились...
День третий. Улаганский перевал. 11.07.06 Вт
Утром опять светит солнце. На небе ни облачка и ветер стих. Отдохнувшие, с хорошим настроением и с большими надеждами на хорошую погоду двигаемся дальше. За Белым Бомом (километров пять) слева над трассой видны остатки старого Чуйского тракта. Справа обрыв и красивый вид на Чую. Еще километров через пятнадцать место для стоянки машин. Со скалы падает небольшой водопад. Водопад не слишком высокий, но места вокруг красивые. На склонах гор густая растительность и сами горы становятся выше и круче. Здесь много мест для стоянки и много туристов. Перед Чибитом проезжаем указатель. Справа в километре от тракта стоит турбаза «Надежда». Между Чибитом и Акташом две гостиницы. В Акташе (930 км от Ордынска) тоже есть гостиница. Несколько заправок. Бензин есть всякий. Вообще, поселок довольно крупный. Заезжаем на ретранслятор ОРТПЦ договориться с ночлегом.
Чуйский тракт уходит прямо в сторону Монголии, а мы сворачиваем направо в сторону Улагана. Сразу за Акташом пейзаж резко меняется. Въезжаем в узкое ущелье между Айгулакским и Курайским хребтами. Асфальт заканчивается и дорога резко идет на подъем. В общем-то щебенка неплохо укатана, только изредка приходится объезжать торчащие валуны. Приходится успевать и за дорогой следить, и любоваться окружающим пейзажем. Временами подъем настолько крут, что за капотом видно только небо. Приходится включать режим «2», чтоб не мучать автомат.
Рядом шумит речушка Чибитка. Сплошь мелкие водопады и пороги. Километров через восемь подъезжаем к Красным воротам. Здесь дорога пробита между двух отвесных скал метров по пятьдесят высотой. Порода красного цвета и дает название месту.
Фотографируемся. Правда, насколько я понял потом, фотография не передает всей красоты и всего объема, сглаживает расстояние, нужно все видеть… Аркадий снимает на видео со своими комментариями.
Через несколько километров за одним из поворотов открывается вид на озеро между гор. Это Мертвое озеро (Чейбеккель) – первое из озер Долины десяти озер. Говорят, что здесь нет рыбы. Из-за гор в озеро попадает очень мало солнечного света, необходимого для развития жизни.
Дальше пейзаж опять меняется. Выезжаем в долину. Подъем почти не чувствуется. По сторонам небольшие сопки и болота в низинах. Но скоро открывается вид на озера. Говорят, что здешние пейзажи похожи на Шотландию. Я в Шотландии не был, спорить не буду.
Если оглянуться назад, между Айгулакским и Курайским хребтами видны снежные вершины Северо-Чуйского хребта. Справа впереди из-за сопок появляются вершины Курая и соседних гор. Высоты около 3000 метров. На них нетающие ледники. На сопках тоже местами видны белые шапки снега. И это в середине июля! За одним из поворотов резко тормозим – на дороге стоит косуля. Но пока включаем фотоаппарат, она исчезает в придорожных зарослях.
Заезжаем на базу «Узункель» рядом с одноименным озером. Расценки - как и везде по Алтаю. 50 рублей за машину, 50 за палатку, 250 за место. Есть баня, что-то вроде кафе, можно бесплатно половить рыбу на удочку. Женьшина (русская, работает здесь по найму) предлагает нам свежую пелядь (90 руб/кг). Разворачиваемся на обед. Дети носятся по округе – здесь есть что посмотреть! Растительность разнообразная: ягель, карликовая березка, лиственница. Причем некоторые деревья довольно причудливой формы. С базы обалденный вид на озеро и сопки.
Погода внезапно портится. С юга надвигаются тучи и начинает накрапывать мелкий дождь. Да… Погода в горах непредсказуема.
По словам хозяина базы, до перевала осталось километра полтора и можно дойти пешком. Но перспектива идти пешком под дождем, да еще с детьми, нас не впечатляет и мы выдвигаемся на машинах. Реально проезжаем километра три-четыре (по асфальту) и оказываемся на перевале. Справа высятся пики Курайского хребта. Правда, вершины скрыты плотными тучами. А за перевалом грандиозная картина Улаганского плато. Правда, облачность мешает насладиться красотой голубых гор, как их тут называют. Растительность становится более приземистой. Натуральная лесотундра.
На перевале площадка, туалет, беседка. Фотографируемся, снимаемся на видео. Подъезжают три машины: «Нива», «шестерка» и «калдина». Разговорились – ребята хотят проехать дальше, до Телецкого озера. Не знаю, как у них это получится на таком разношерстном транспорте.
Выпиваем по рюмочке за то, что добрались до цели нашей поездки и спускаемся на базу. Дождь прекращается, но нам уже пора возвращаться в Акташ. Там нас ждут. На спуске несколько раз останавливаемся для того, чтобы сфотографироваться на фоне озер. Мы сюда еще обязательно вернемся когда-нибудь, и надеюсь, не на один день. Нужно облазить всю округу, и желательно, при хорошей погоде. Кстати, на базе днем никого нет, все разбредаются пешком по соседним горам, тут есть что посмотреть. Ночью может быть довольно холодно. Предыдущей ночью было минус 3. А днем до плюс 25-ти.
На встречу попадается несколько машин с новосибирскими и кемеровскими номерами. А нас обгоняют на джипе и на «Делике» омичи.
В Акташе как будто дождя и не было. Небо чистое, но к вечеру становится прохладно. Все-таки, почти 1400 метров.
Эта ночь проходит у нас в цивилизованных условиях. Есть умывальник, телевизор, диван и кровати.
День четвертый. Петроглифы. 12.07.06 Ср
Выдвинулись часов в 10 утра. Назад идем быстрей (временами 120 км/час), Аркадий уже привык к местной дороге. Асфальт на тракте отличный, только сплошные повороты и бешеные местные камазисты. От них лучше держаться подальше. Несутся груженые на авось.
Погода - просто мечта. Интересно - как сейчас на Улаганском перевале? (Как я узнал позже, до конца июля там с переменным успехом шли дожди).
Долетаем до цели нашего сегодняшнего пути. Если ехать «туда», т.е. в сторону Монголии, то километров через семь после слияния Чуи с Катунью, слева от дороги стоит указатель на петроглифы. Вообще, они здесь тянутся на близь лежащих скалах на протяжении нескольких километров. Но если не знаешь, где именно искать, лучше заехать по указателю на Калбак-Таш. Рядом стоит беседка. Место, вроде как, охраняется. Можно заказать экскурсию (150 рублей со всех), а если без экскурсовода, то 50 рублей с фотоаппарата! Женщина-экскурсовод сказала, что без нее рисунки мы не найдем. Зря она так…
Сначала, правда, ни чего не замечаешь. Рисунки на камнях прямо у тебя под ногами. Если увидишь один, увидишь и остальные. Довольно впечатляюще. Некоторые нечеткие, а некоторые грех не заметить. Правда, и здесь нашлись умники – гвоздем понацарапали всякой гадости. Руки бы таким поотрывать - по самые уши… Рисункам около трех тысяч лет. В основном изображены животные (некоторые не похожи ни на что ныне существующее). Есть изображения людей, и еще кого-то, в чем-то вроде скафандров. Говорят, изображения инопланетян. Не верите – езжайте, посмотрите.
Сусликов в этих местах, наверно, больше, чем везде. И наглые - лезут под колеса…
Следующая остановка на слиянии Чуи с Катунью. Чую можно увидеть с площадки ниже тракта, а здесь видно только, как смешивается мутная коричневая вода Чуи и бирюзовая вода Катуни. Завораживающий вид на Катунь в сторону Инегени. На противоположном берегу террасы Катуни. Такое ощущение, что их создал человек.
Дальше безостановочный пробег до Семинского перевала. Обед в кафе «Золотой кедр». Здесь есть гостиница (250 руб. за место), баня, телевизор с одной программой. Но летом здесь особо делать нечего. А зимой работает горнолыжная трасса с подъемником.
На ночевку останавливаемся на какой-то базе в районе поселка Известковый. Маленькие домики на семью, столики, мангал, волейбольная площадка. Предлагают рафтинг (300 рублей за катамаран). Предварительно затариваемся пивом и шашлыком и предаемся цивилизованному отдыху. Я закидываю удочку, дети не дают посидеть на берегу спокойно. Идем с ними осматривать окрестности. Правда, после увиденного на Улаганском перевале, местный пейзаж уже не так впечатляет. Слишком все «культурно». Нет той дикости природы, и к тому же, куда ни сунься, везде народ. Кто бродит по берегу, кто веселится. На противоположном берегу гудят машины. Одним словом – «цивилизованный» отдых.
День пятый. Заключительный. 13.07.06 Чт.
Отсыпаемся, плотно завтракаем и выдвигаемся домой. Конечно же, заезжаем в Аржан-Суу. Это мероприятие занимает у нас целых полтора часа, все-таки с детьми. Набираем сувениров на память, безалкогольного алтайского бальзама.
Следующая остановка в Сростках. Как и планировали – взяли алтайского меда и медовухи.
Дальнейшая дорога прошла без приключений и к самому Горному Алтаю отношения не имеет, так что описывать ее нет смысла.
К вечеру мы дома.
… и еще долгое время горы будут стоять перед глазами. Мы туда еще вернемся…
Прошли 1960 км.
Израсходовал около 125 литров бензина.
В деньгах вышло около 2130 рублей (с учетом, что на всех заправках стоимость бензина разная – от 16,5 руб/литр до 18 руб/литр).
Средний расход бензина – 6,3 литра.
Вигель Юрий
vigel@sibmail.ru