Олеся , Август 2012 г. , Горный Алтай
Автотуризм
Часть 2. Мультинские озера.
Уже ближе к вечеру подъехали к таможенному посту возле деревни Устькан, мы были сильно вымотанные бесконечной гравийкой (этот день оказался довольно жарким), к тому же еще и наглотались пыли от впереди идущей машины. Сильно уже хотелось добраться до места ночевки и передохнуть, но внушительная очередь возле поста обещала, что скоро мы отсюда не уедем. К тому же регулярно подъезжали рейсовые автобусы, а их пропускали вне очереди. Пока Володя занимался оформлением необходимых документов, мы гуляли возле машины, перекусили в местном кафе. Примерно через полтора часа нас отпустили, в небольшом городке Усть-Кокса мы последний раз заправились, кстати, дизель там не дешевый – на 3-4руб дороже, чем в Новосибирске. На базе «Вечный странник» уже были ночью, сняли домик за 1300 руб. Выйдя из машины, удивилась, как сильно похолодало, в машине переодела детей и по-быстрому отвела в домик. База была переполнена, на стоянке стояло несколько палаток (постоять с палаткой на базе – 150руб.). Мужчины занялись приготовлением позднего ужина, я же с детьми от него отказалась – скорее бы упасть спать. Быстро уснуть не удалось, натопили дом, да как то переусердствовали, пришлось открывать двери и проветривать. Проснулись с утра пораньше, уже при свете дня рассмотрели базу, здесь также какая то своя приятная атмосфера, хозяин базы – сухонький старичок с белой бородкой, вписывался сюда вполне органично, сам организовывал пешие, конные и автомобильные маршруты. От базы до озера 12км, до них можно добраться на лошади за 1000 руб, на газ-66 за 800 руб с носа, на уазике – не спрашивала, либо самостоятельно пешком или как мы на машинах.
Еще вчера нас предупреждали, что на машине мы вряд ли доберемся своим ходом, накануне 3-е суток шли дожди, дорога вся размякла и даже газ-66 регулярно буксовали. Но мы же на подготовленных внедорожниках! Подобные слова слышим регулярно и регулярно доезжаем до всех мест, куда запланировали доехать. Да и немного подустали от шоссе и гравийной дороги, перспектива немного испачкаться в грязи даже как то радовала и будоражила.
Провели ревизию багажа, раскидали по машинам и тронулись в путь. Дорога вела через местные маральники, необходимо было останавливаться открывать ворота, а за собой закрывать, жаль, что за всю поездку так и не увидели ни одного марала. Плохая дорога была изначально, но высокий клиренс и хорошая резина вполне справлялись с трудностями.
Трудности начались примерно через 6 км, вместо дороги – сплошная колея от колес грузовых машин, мы регулярно в каше сползали в эту колею, в принципе, нашей машине - Корандо клиренса хватало, но вторая машина Муссо с более длиной базой и меньшим просветом шла тяжелее, но все же шла!
В одном месте решили объехать уж сильно сложный участок по поляне, в другом месте ровная поверхность полянки оказалось обманчивой и Коранда села глубоко и надежно, похоже здесь когда то хорошо буксовал ГАЗ-66.
Я с детьми вылезла, пока мы гуляли, считали цветочки, изучали деревца, мужчины принялись за вытягивание машины. Дело это было не простым, вторая машина близко подъехать не могла, могла также сесть, муж начал откручивать хай-джек, вспоминая так не вовремя сгоревшую накануне лебедку. Хай-джек помог мало, связали два троса, подогнали ближе как смогли Муссо и потянули, но трос не выдержал и разорвался, конец прилетел прямо в фару Муссо, разбив ее напрочь, также немного помяв капот. На второй попытке Коранду сдернули с места, начались бесконечные заходы проехать этот участок по дороге, вытащили лопаты, рубили деревья. А мимо проходило и проезжало не мало народу, нас много фотографировали, предлагали помощь.
Примерно через час вылезли с этой поляны, но чем дальше, тем хуже была дорога. Здесь были и камни, и водные препятствия, крутые склоны, на которых машины опасно соскальзывали и грозили опрокинуться на бок, а также много, много и очень много грязи… Был еще один участок опасный, опасный тем, что дорога проходила по склону горы, а справа довольно крутой обрыв, все бы ничего, но машину в грязи болтало так, что могло запросто вынести в этот обрыв, но мы проехали без особых происшествий. Эти 12 км до озера мы ехали 5 часов, и все же доехали! Машины были похожи на сплошной кусок грязи. Подъехав к озеру, увидели опять большое количество туристов, вся поляна была уставлена палатками, само озеро скрыто небольшим кольцом леса. В этом лесочке и поставили наш лагерь, место оказалось не очень удобным, из-за деревьев постоянно была тень, палатку пришлось ставить в отдалении от костра, через лагерь проходила тропинка, по которой постоянно прогуливались туристы.
Но все же, не смотря на некоторые неудобства, озеро завораживало…
Спокойное, чистое, прозрачное. С тем же бирюзовым оттенком, что и большинство водоемов Горного Алтая. Перед нами было Нижнее озеро, всего их три и все они имеют незамысловатые названия – Нижнее, Среднее, Верхнее. Интернет выдал еще 4 озера с названиями Поперечное, Верхнее поперечное, Куйгук и Крепкое. Так как в эту поездку обследовать озера не получилось, потому не буду утверждать сколько их на самом деле, но в будущем обязательно все проверим Нижнее озеро находится на высоте 1700м, оно самое последнее в цепочке озер, самое верхнее – 1920м, все озера объединяются ручьями и реками. Небольшие снежники дают начало многочисленным ручьям, которые питают озера, потому вода в них ледяная от 9 градусов в летнее время. Среднее Мультинское озеро расположено приблизительно в 5 км от Верхнего, на высоте 1740 м. Северное побережье образовано плотиной, состоящей из больших, почти обнаженных камней, с редкими деревьями. В настоящее время плотина озера в значительной мере размыта, вытекающей из озера рекой Мультой, которая через 100-150 м впадает в Нижнее Мультинское озеро. Этот участок реки часто называют «Шумами» из-за сильного шума, который создает река, текущая среди огромных камней. Тропа к верхним озерам проходит непосредственно по берегу озера по редкостойным лесам и курумам; с нее открывается впечатляющие виды на Шумы и вершину «Спящая красавица», визуально напоминающую женский силуэт, о которой сложены легенды. Этот силуэт мы действительно рассмотрели, но надо при этом поднапрячь воображение. Не успели мы расположиться на месте, как к нам подошла женщина и потребовала оплату за стоянку в размере 80 руб. с человека, никаких документов, на основании которых она могла взимать плату, не предоставила, объяснения, что она тут живет, работает и все платят, нас не удовлетворили, потому и платить не стали. Женщина очень обиделась, обозвала нас скрягами, жадными и малодушными людьми, позже она еще не раз пробегала, обвиняла моего мужа в скупости, желала нам сдохнуть и прочие гадости, вобщем, какая-то невменяемая личность, советую не давать ей денег, наши соседи без вопросов ей отдавали оплату. Еще позже подошли лесники и попросили отогнать машины подальше от озера, что нас немного озадачило, я же с детьми спала в авто, но сотрудники пошли на небольшие уступки – одну машину на ночь можно было оставить, все остальное время убирать подальше. В лесочке, где мы расположились, было много незрелой брусники, грибов, жимолости.
Дети развлекали себя тем, что кидали камешки в озеро, мужчины занялись обедом, залезли в озеро, но быстро повыскакивали назад. Рыбалка здесь была бы неудачна, хотя здесь ловится хариус, видели местных жителей на лодках, проверяющих сети. К вечеру стало довольно прохладно, к нам в гости заглянули уже знакомые нам лесники, а также местный житель с деревни Мульта. Замечательные люди, простые, много улыбаются, с каким то особым местным говорком. Мультинец Андрей рассказывал о своей жизни, ему 27 лет, хотя с виду худенький, с ножками-карандашиками в широких резиновых сапогах, не дашь и 20, есть двое детей, работы в маленькой деревне нет, живут на то, что поймает и настреляет в лесу. Большая удача, если подстрелит медведя, сдает в город медвежьи лапы, на это «шикуют», аж месяц. Но медведь опасный зверь, просто так не сдается, Андрей поднял майку, а на боку страшные свежие шрамы от когтей зверя. У наших мужчин горят глаза – они мечтают о такой жизни одиночки-охотника в тайге, а молодой мультинец их понять не может, говорит: «У вас другая жизнь, хорошие машины, хорошие зарплаты, а мы рады жигулятам, да добытой ноге косули». Ну как ему объяснишь, что душа то сохнет в городе, в бешенном ритме и не замечаешь жизни, вечная гонка за благоустройством своего тела, а в итоге, думаешь – ну надо ли оно было? Эта тема хорошо раскрыта в фильме «Счастливые люди», славный житель деревни Мульта - Андрей очень напоминает главных героев… Когда стемнело, я ушла с детьми спать в машину, а мужчины еще долго сидели у костра. Ночь была холодной, заводить и прогревать машину не удалось, наших соседей очень напрягал шум двигателя. Утром выглянуло солнышко, немного прогрело воздух, в этот день был запланирован пеший поход до водопада Куйгук с одноименным озером. Я совсем не выспалась в эту ночь, поэтому и желания идти 10 км в одну сторону совсем не было, хотя муж и уговаривал, обещая, приглядеть за детьми. До Куйгука пошли Володя и Евгений, прихватив фотоаппараты, а мы с семьей остались на берегу озера, пока они ходили сварили обед, погуляли вдоль озера. Приходило много туристов, кто-то загорал, кто-то купался, обращали на себя внимание три многодетные семьи, детишек было человек 15, шумно играли в морской бой, моя старшая дочь с удовольствием с ними поиграла. Наши мужчины пришли часа через 4, совсем усталые, но довольные. Вот немного фотографий с их пешего похода
Пока кушали, решили в этот же день вернуться обратно на базу, напрягала эта вечно бегающая женщина с требованиями об оплате, хотелось погреться в бане и поспать на нормальных кроватях в тепле. Обнаружилась еще одна компания-экстрималов на УАЗ «буханке», которая добиралась своим ходом до озер, но они ехали на неподготовленной машине, ехали эти 12 км 15 часов, не считая вынужденной ночевки в лесу, бедный УАЗик представлял собой жалкое зрелище, с помятыми бортами, двигатель троит, отчаянно стреляет. Как они доехали и сами не понимают, но горячительные напитки видимо хорошо помогали в этом деле. Водитель УАЗа, очень сильно напоминающий Винокура, очень сильно просил сообщить им, когда мы поедем, уж больно не хотелось ему повторять вчерашний подвиг в одиночку. Обратная дорога оказалась совсем простой, за сутки дорога подсохла, но камни, а теперь уже и высохшая колея от колес осталась, опасность кренов машины еще увеличилась, да и вечно застревающая «буханка» тормозила наше движение, но все же обратный путь занял не больше 2-х часов.
так выглядит ограда маральника На базе мы были часов в 9 вечера, мечтали о кроватях, о горячей бане… но мечтам не суждено было исполниться, свободных мест на базе не оказалось, хотя хозяин обещал оставить домик свободным. Рядом есть еще одна база, но цены нас оттуда отпугнули – 8 тыс. руб. аил, 4 тыс. руб. домик. Пришлось опять уже в потемках искать место для ночевки, за д. Мульта возле моста свернули к реке Катунь, там уже совсем в темноте кое-как нашли более-менее ровное место. Здесь ночью было намного теплее чем у озера, но была большая проблема с дровами, муж срубил березу, свежие дрова очень плохо разгорались. Как обычно, я с детьми ушла спать пораньше, а мужчины еще готовили ужин и сидели у костра. 7 августа. Последний день. Утром проснулась от того, что кто то крупный шумно дышал возле машины, я не на шутку испугалась, ведь накануне лесники рассказывали о большом количестве медведей, которые довольно агрессивны в эту пору. Выглянула в окно – это большое оказалось коровой, которая принялась усердно чесать спину о запаску нашей машины. К слову о коровах, на просторах Алтая их огромное количество, очень часто располагаются поспать, полежать, да и просто пожевать свою жвачку прямо на дороге, ничто их не пугает, ни машины, ни сигналы, ничего. Иной раз приходилось ловко выруливать, объезжая их на дороге, а они стоят не шелохнувшись, только хвостами обмахиваются. Нам посчастливилось встать на поляне, где паслось стадо этих тварей, пасли их маленькие собачки, людей мы не видели. Коровы так и норовили стащить нашу еду, унести мусорные пакеты, нашему самому маленькому участнику путешествия Федору очень понравилось гонять животных, я только успевала его догонять в поле. Позавтракав и собрав наш лагерь, мы поехали в сторону Бийска. На обратном пути было опять много, уже ставшей нам ненавистной, гравийной дороги, опять много пыли и тряски, хотя на этот раз поехали немного другим путем. Хочу отметить кафе «Чечек» в д. Усть-Муны на Чуйском тракте – очень понравилась местная еда, там же для джиперов и байкеров – чай бесплатно, но мы этим не воспользовались, дружно заказали компотик. В Бийск приехали уже к вечеру, родители мужа накрыли стол, но я с детьми, наскоро помывшись, быстро уснула. Детям поездка понравилась, многое для них было новое и интересное, дочь выучила много слов, оба спали по два-три раза в день, хотя оба они у меня великие неспанюшки. Но очень тяжело нам давались дни перегонов, трудно им сидеть долгое время на месте. Хочу высказать благодарность за хорошую компанию – Евгению, участнику из города Красноярска, за заразительную юношескую беззаботность и замечательное мастерство в водительском внедорожном деле – дяде Вооде (так ласково называла моя дочь Ульяна Володю), спасибо детям, что смогли перенести такую сложную поездку для них, а также благодарность еще одному мастеру внедорожья, самому замечательному человеку и очень любимому мужу – Андрею