Все рассказы

Автопутешествие по Чуйскому тракту и не только. Часть 1

Такое уже есть , Горный Алтай

28.04.2008 Новосибирск - Акташ
Из Новосибирска выезжаем в снегопад.
В 8.00 заливаем полный бак на заправке перед разъездом Иня и стартуем.
Дорога, несмотря на снег, была нормальная. Но вдоль дороги снег лежал везде.
Сделали небольшую остановку в Бийске. В Усть-Семе ремонтируют мост через Катунь. Грузовики заворачивают раньше, но на какую дорогу - не знаю. Может быть из-за этого, а может быть из-за весовых ограничений, но грузовиков на Чуйском тракте попадалось мало. Да и вообще машин за Усть-Семой не много было. Ближе к Семинскому перевалу наползли тучи, пошел снег. Машины навстречу попадались с номерами, залепленными снегом. Потом встретили грейдер. Немного напряглись, но перевал проехали нормально. Перед нами компания толкала машину. Правильно, что мы поехали на шипах.
На перевале сделали небольшую остановку, поговорили с местным водителем, разузнали про гостиницы до Акташа на тот случай, если дорога и дальше будет снежная и далеко проехать не получится.
Перевал Чике-Таман проехали нормально, снега на дороге не было, но и вид наверху был никакой - все небо затянуто. Поэтому поехали дальше без остановки.
Дальше мы ехали на перегонки со снежным фронтом: то мы его догоним, то он нас. Но снег мокрый, на дороге было сыро, но не скользко. Останавливались пару раз по-фотографировать и заезжали по пути на попадающиеся базы, узнать про возможность ночлега. На 714 км, прямо сразу за устьем Чуи база Чуй-Оозы. Гостиница не работает, так как не исправно отопление. Предложили нам комнату у местной жительницы. В Белом Боме на базе теплый домик на 4 человека (250 руб./чел.). Просили оплатить все 4 места, хотя нас было двое. Еще перед самым Акташем есть “Мотель 787”, на 787 км. Снаружи здание очень непривлекательное, но там делают ремонт, может быть будет лучше. Одну комнату нам обещали освободить. Умывальник в коридоре, туалет вроде бы на улице. Но мы решили, что уже до Акташа пара км осталась, доедем. На месте мы были около 20.00. Гостиницу там правда нашли не сразу. Гостиница - одноэтажное здание, внутри недавно отремонтированное, 5 комнат на 2-4 человека, общий туалет/умывальник, душ за отдельную плату (50 руб.), воду для душа греют через водонагреватель, вода горячая. В комнате кровати, стулья, стол, телевизор (3 канала), зеркало. Нормально. Своих денег 300 руб./чел. стоит. Никакой столовой или кафе нет. После 12 часов дороги идти куда-то искать место, где перекусить не было сил. В гостинице есть кипяток и хозяин любезно позволил нам воспользоваться газовой плитой для приготовления ужина. Утром на ней же мы варили кофе.
Этой ночью мне снилась дорога:)
29.04.2008 Акташ - Кош-Агач - Акташ
Мы собирались проехать до Чуйской степи и по рассказам поняли, что лучше иметь пропуск в погранзону. Поэтому с утра поехали в погранотряд, написали заявление на пропуск. Заявление написали в 10, за пропуском сказали приезжать в 12. Решили в эти два часа прокатиться в сторону Улагана. Почти сразу за Акташем асфальт закончился и началась щебенка, петляющая по горам, временами очень плохого качества, как стиральная доска. Места живописные. Но смотреть по сторонам водителю проблематично - дорога очень виляет, опасно. Чуть дальше началась настоящая зима - на сколько хватает взгляда белое царство. Едем неспешно, останавливаемся фотографировать и любоваться видами. Доехали до какого-то перевала, на карте он не подписан, хоть и обозначен. На перевале стоит щит с названием и небольшим описанием, но мы название не запомнили. Дальше не поехали. Повернули назад. Остановились около базы Узун-Кель. Место очень живописное, наверное, летом там вообще красотища. База летняя, еще не работает, но сторож предлагал место для ночлега для двоих. То есть при необходимости можно переночевать.
Вернулись в Акташ, получили пропуска. Перекусили в кафе “В добрый путь” в Акташе - не понравилось: не вкусно и как-то не уютно. Двинулись дальше по Чуйскому тракту в сторону Кош-Агача. Дорога хорошая, только местами щебенка, но она ровная, в отличие от той, что в сторону Улагана. За Кураем начинается Курайская степь. Места красивые, даже несмотря на то, что еще нет зелени, все серо-бурое. Но горы вокруг шикарные, многие вершины в снегу, и это оживляет пейзаж :) По пути попадалось много речек, через которые сделаны мосты, они обозначены, но русла у них сухие. Мы так и не поняли они еще не наполнились или уже высохли. Дальше горы опять подступают к дороге. Слева Курайский хребет, справа, за Чуей, нагромождение безымянных гор. Очень интересная речка Тыдтуярык - метра полтора ледяной пласт, из под которого пробивается тонюсенький ручеек. За этой речкой начинается Чуйская степь. Не знаю как летом, но сейчас это выглядит скорее как пустыня. Чуя петляет по степи, много рукавов, заводей и озерцев, но все равно почва сухая и почти сплошь щебень. Ближе к Кош-Агачу попадаются верблюды.
Кош-Агач - большое село. Живут там в основном казахи. Мы увидели как минимум 3 заправки, с десяток кафе и магазинов. Знали бы, лучше бы здесь пообедали. Гостиницы тоже имеются, мы видели три минимум. Проехали село без остановки, на выезде увидели машину с пограничниками, но они нами не заинтересовались. Проехали чуть дальше по степи, по-фотографировали и повернули обратно на 910 км Чуйского тракта. На обратном пути пограничники почему-то нас приметили. Предъявляем паспорта, пропуска и едем дальше. Мы не спросили, чтобы бы было, если бы у нас не было пропусков. В гостинице рассказывали, что могут не просто штраф выписать, но еще и задержать до выяснения обстоятельств. Хотя нигде на трассе нет никакой информации о пограничной зоне, пропусках и т.п.
На обратной дороге я была пассажиром, поэтому активнее крутила головой. Мы еще несколько раз останавливались, доехали без проблем. Заскочили в магазин. Очень вкусный хлеб пекут в Акташе.
Интересно, что в Акташе в центре продуктовые магазины идут один за одним, мы насчитали 10-15, а на одном перекрестке их было не меньше 6. Как они там в такой конкуренции выживают? :) Видимо, все ходят в магазин своих родственников.
Ужинали опять в гостинице. Завтра выдвигаемся в Тюнгур.

Полезная информация