Все рассказы

Автопутешествие по Чуйскому тракту и не только. Часть 2.

Такое уже есть , Горный Алтай

30.04.2008 Акташ - Туекта - Усть-Кан - Тюнгур
С утра светило солнце, мы порадовались, что установилась погода.
Сдали пропуска пограничникам и поехали. В Акташе нет банкомата в Сбербанке, поэтому по пути решили заехать в Онгудай.
Выехали примерно в 9.30. Дорога обратно мне показалась даже интереснее, чем туда. Может быть в понедельник вечером мы были уже уставшие и менее восприимчивы к красоте, а может и правда сверху вниз совсем другой вид. На одной из остановок Игорь подсадил клеща, которого потом поймал у себя на ухе. Тут же остановились, осмотрелись, облились рефтамином.
Суслики отогрелись, обнаглели и кидались под колеса. Иногда подкарауливали целыми компаниями :) Но столкновений удалось удачно избежать.
Овцы вдоль дорог принарядились к первомаю, повязали красные бантики. Коровы тоже на хвосты навязали банты. Остановились на месте впадения Чуи в Катунь. Место грандиозное, но, к сожалению, закончились батарейки в фотокамере, а запасной комплекс оказался не запасным, а уже использованным. Сделала совсем немного снимков, придется приехать еще раз.
Еще и батарейки надо в Онгудае прикупить.
Ближе к Чике-Таману опять начали наползать тучи, в горах пошел снег. На перевале было чуть-чуть по-светлее, чем в прошлый раз. Остановились сделать несколько кадров. Дальше ситуация с погодой повторяла дорогу сюда - то снег, то солнце.
Чуйский тракт проходит через окраину Онгудая, чтобы попасть в центр надо свернуть левее (по пути из Акташа). Мы проскочили этот поворот, пришлось проезжать дальше и возвращатся. Погода начала портиться уже в Онгудае - поднялся сильный ветер, гоняющий огромные тучи пыли. При выезде из села пошел снег. Опять стали попадаться навстречу машины с залепленными снегом номерами. Мы, к счастью, захватили только край этого фронта, скоро снег закончился, опять выглянуло солнце. Но снег в этот день мы еще не раз проезжали. За Туектой повернули через реку в сторону Усть-Кана. Асфальт закончился через 15 км. Дальше дорогу до Ябогана в основном щебенка, качества разного, от зубодробилки до почти ровной. Машин совсем не много.
Ябоганский перевал прошли нормально, дорога заасфальтирована. Перевал небольшой, но зимой, конечно, может быть хуже.
На подъезде к Усть-Кану стоит щит о въезде в пограничную зону. Никаких пограничников в Усть-Кане мы не нашли. Поехали дальше. Такой же плакат за Усть-Каном и на Кырлыкском перевале. Странно, что границу с Монголией охраняют не так тщательно, как границу с, вроде бы, дружественным Казахстаном.
Перевал Кырлыкский тоже нормально преодолели. Но там наверху очень крутой поворот, зимой, наверное, довольно опасно.
Пограничный пост со шлагбаумом находится на границе Усть-Коксинского района.
Предъявляем паспорта, нас спрашивают о цели поездки и предлагают зайти на пост выписать пропуск. Выдыхаем с облегчением.
Пограничник сказал, что туризм - это когда расписана схема маршрута, контрольные точки и прочее, а то, чем мы занимаемся не туризм, а бешенство. Но пропуск все равно выписал, исправив цель въезда. Что он там написал, не знаю.
Радостные едем дальше, дорога асфальт, но сильно не разгонишься, так как много коварных ямок. Дорога постепенно подходит к Коксе, начинаются прижимы, еще медленнее едем. Повороты иногда очень крутые, плюс снег.
В Усть-Коксе нарываемся на гаишника. У них по главной дороге ограничение 20 км/час. Но знаки с нашей стороны залеплены снегом так, что разглядеть что там на них очень сложно. На этом основании от штрафа удалось отболтаться, гаишник нехотя нас отпустил. Проползаем дальше со скоростью 20 км/час по Усть-Коксе и дальше по хорошей дороге по Уймонской степи. Ямочки попадаются и здесь, но как-то более заметные, их можно увидеть издалека и безопасно обрулить. После того, как дорога подходит к Катуни опять начинаются прижимы и так почти до самого Тюнгура.
Базу Высотник нашли без проблем. Были на месте около 19.30. Никого из администрации на базе уже не было, но нас поселили и даже накормили ужином. Гостиницу ремонтируют, она не жилая сейчас, обещают к сезону открыть. Теплый только первый этаж турприюта. 4 комнаты на 2-4 человека. Удобства на улице. 200 руб./чел. Нас поселили в 4-х местный номер, но денег взяли за двоих.
В кафе встретили двух путешественниц из Новосибирска. Они добирались автостопом по Чуйскому тракту, были в Курае, а потом пришли пешком из Ини до Тюнгура по старой дороге. Не уточнила у них, за день ли пришли или где-то ночевали, вообще-то там далеко, км 50. Но это не конечный пункт их путешествия. Идут они дальше, за Белуху. За энергией. Одна из них потомственная шаманка. Как она нам объяснила, весна - это утро года, в это время просыпаются, открываются горы, энергия бъет ключом, она каждую весну ходит в горы заряжаться на год.
Когда мы поужинали на базу прибыли еще 2 туриста. Шведы, ни слова по-русски. Пришлось помогать с объяснениями. Они, как мы решили, приехали за экстримом. Мало того, что без языка, так еще и поселились в палатке (по ночам было довольно холодно) и самостоятельно гуляли по горам, без гида. Или шпионы :)
Связь в Тюнгуре плохая, МТС ловит очень нестабильно в нескольких местах. Поднялись на горку, с трудом дозвонились до Даши и отправились спать.
С базы можно позвонить по межгороду, альтернатива сотовой связи :) Минута до Новосибирска 19 рублей.

01.05.2008 Тюнгур.
Утро солнечное. Завтракаем, решаем вопрос с администрацией. Заказываем баню на базе Тюнгур, в 500 м. от Высотника. На Высотнике старая баня не работает, новую еще строят. Обещают к началу сезона.
Подбрасываем до Кучерлы землячек-путешественниц. Но далеко подвезти не получилось, сразу за Кучерлой дорога грунтовая и большая лужа посреди дороги нас остановила. Дальше они пошли пешком.
Мы вернулись в Тюнгур, покорять гору Верблюженок, с которой, вроде бы, видно Белуху. Забрались мы на неё довольно быстро, но не понятно видели ли Белуху. Небо было довольно ясное, с небольшими облаками, какие-то снежные вершины были в той стороне, но как-то подозрительно близко, Белуха вроде бы дальше.
Но вид с этой горушки открывается красивый: Катунь петляет, дорога вдоль неё, горы со снежными шапками. Посидели немного, поймали связь, поговорили. На перекус спустились чуть-чуть ниже, там остатки какого-то строения. То ли недостоенного, то ли развалившегося. По дороге вниз стали попадаться разные цветочки, которые раскрылись за эти час-полтора, что мы были наверху.
Потом решили проехать вдоль Катуни за Тюнгур. Дорога там уже практически грунтовая. Кочки, лужи, камни. Местами дорога зажата между скалой и рекой, местами идет по полю. Прижимы уже совсем никак не огорожены, кое-где выглядят очень угрожающе. Проехали км 10, не больше и уткнулись в наледь на дороге. Там небольшая речушка, скорее даже ручей, течет прямо через дорогу, на карте обозначен как брод, но за зиму намерзает ледовая корка не меньше метра. Сейчас эта наледь тает, трескается и мы не решились через эти трещины пробираться. Навстречу нам через неё проехал УАЗ Патриот. Проехал довольно уверенно, но нам то с ним не тягаться. Оставили машину у дороги и решили прогуляться дальше пешком еще чуть-чуть. Но наши планы нарушила местная подвыпившая компания на мотоцикле. Четыре взрослых и маленький ребенок на руках. Эти экстремалы ехали в ту же сторону, на пикник. Через наледь-то они мотоцикл перетащили. Мы отошли уже метров 30 от них и услышали вопль и сильный треск ломающихся деревьев. Побежали обратно. Пока возвращались до них, мысли были самые разные. Не хотелось портить себе отдых печальными событиями, но и не бросать же их. Мотоцикл слетел в сторону Катуни метров на 10 и застрял в кустах. Мамаша с ребенком выползала на дорогу самостоятельно. Одного мужика прижало перевернувшимся мотоциклом. Чудо, но никто из них даже ничего себе не сломал. У ребенка огромный шишак на лбу, тот, который под мотоциклом - отделался несколькими мелкими порезами, видимо об камни, и ушибами. Может быть, ребра у него там и повредились, но “анестезия” была достаточная, так что он кряхтел, но передвигался самостоятельно. Пришлось достать трос, чтобы закрепить мотоцикл, съездили в сторону деревни за трактором, а потом отвезли “пострадавших” в деревню. Их водитель остался спасать технику. Достать мотоцикл трактором не получилось. В общем, их неудавшийся пикник и наши планы порушил. После “спас-работ” вернулись на базу, стали собираться в баню.
Баня на т/б Тюнгур нам не понравилась. Само помещение не плохое, но к нему бы еще приложить руки и старание. Было такое впечатление, что после посетителей, которые были перед нами, там даже уборку не сделали. Сама баня не горячая, предбанник вообще холодный. На наш взгляд 500 рублей она не стоит.
После бани вкусный ужин опять на Высотнике. Вообще кормят там вкусно, по-домашнему. Но мясо, мне показалось, в основном баранина, то есть на любителя.
Мы были единственные гости в этот вечер, а девушка администратор пришла специально накормить нас ужином. Сервис нам понравился, очень доброжелательный персонал. Против нашего принесенного спиртного в кафе никто не возражал.
Да и вообще в этом районе нам понравилось, есть желание приехать летом или осенью, посмотреть эти места в более насыщенных тонах.
На следующий день решили выезжать по-раньше, так как дорога через Черный Ануй незнакомая и непредсказуемая.

02.05.2008 Тюнгур - Новосибирск
Выехали в 7.30. Пасмурно. По дороге опять и снег, и солнце, и снег с солнцем. А за Бийском и дождь начался.
Пограничников проехали в 9.40. Средняя скорость у нас почти до самого Бийска была 55-60 км/час.
Поворот на Яконур (Экинур) в 10.40. Дальше асфальт только до Яконура. Потом щебенка, качества ниже среднего. Но непроходимых мест не было.
После Черного Ануя лагерь около Денисовой пещеры. В наши планы посещение пещеры не входило, но оказалась, что дорога идет прямо мимо неё, даже никуда сворачивать не надо. Так как мы решили уже, что скорее всего второй раз мы в эти места уже не поедем, решили остановиться - посмотреть. Доступ в пещеру свободный. Лагерь еще пуст и поэтому в пещере тоже никого. Там даже оборудована подсветка, но, разумеется, она не работала. Зашли только в первый грот. В машине у нас был фонарь, но возвращаться не хотелось. Вероятно с гидом можно было бы увидеть что-то интересное, но так пещера, как пещера, сложно разглядеть её уникальность.
За Тог-Алтаем на дороге была такая же наледь, перед которой мы остановились в Тюнгуре. Но трещина была заложена бревнышками и края её были на одно уровне, то есть опасности сесть на брюхо не было. Игорь вышел посмотреть, в это время навстречу проехал Лексус, который встал как раз на этом месте. Мужики вылезли с фотоаппаратами, устроили фотосессию минут на 10. Видимо, недавно купили машину и еще не наигрались своим “джипом”. Они очень гордились, что преодолели это “препятствие”, нам даже как то неудобно стало, что мы на своей машинке тоже собираемся через этот “ледник” пролезть. Они же сказали, что дальше таких мест уже нет. Еще в одном месте был небольшой брод через ручей, но уже почти без льда.
В итоге сделали вывод, что один раз для разнообразия проехать по этому пути можно, но не больше. Красот особенных там нет. Есть несколько мест, которые стоит увидеть, например, очень живописный спуск с гор в долину. Его стоит смотреть именно сверху, если ехать наоборот, то может быть не так впечатляюще. Но после всего, что мы уже увидели в этой поездке, по этому маршруту нам уже было не очень интересно. Второй раз по этому пути уже не поедешь, скорее всего.
Дорога дальше стала чуть лучше, но все равно не Чуйский тракт :) После Солонешного асфальт, но такая вилюшестая дорога, что все равно не разгонешься.
В общем более-менее быстро мы поехали только километров за 100 до Бийска. От Белокурихи до Бийска идет сначала идеальная дорога, а потом начинается ремонт, ограничение 50 и сплошные кочки-ямы. Еще перед Бийском интересная развязка по кольцу. Четыре направления и никаких указателей на въезде! Поехали за основным потоком транспорта, вроде бы угадали. Указатель на Бийск только перед самим выездом в ту сторону. Вообще с информированием на дорогах в Алтайском крае (по крайней мере в той части, что от Топольного до Бийска) значительно хуже, чем в Горном Алтае. И знаки стоят, где надо и где не надо. Вот если в ГА стоит знак 30, значит там действительно будет крутой поворот, который надо бы не быстрее 30 проходить. При этом почти все знаки стоят с табличкой, определяющей зону действия знака. Или стоят знаки, отменяющие ограничения. В Алтайском крае же уже не так. Там года три назад делали ремонт, повешали знак 30, без указания зоны действия и он так и висит. А до ближайшего перекрестка или населенного пункта км 40. И так очень часто, ограничение повешают, а снять его забывают.
Первоначально планировали, что переночуем в Белокурихе, но доехали до неё в районе 15.00, поэтому решили, что успеем и до дома доехать в этот же день.
Я потом пожалела: все-таки тяжело больше 10 часов в машине. Даже не столько тяжело рулить, сколько просто сидеть. Вроде бы останавливались, разминались, но все равно нижняя часть спины хотела уже отдохнуть.
В Бийске перекусили, около 16.00 выехали дальше.
За Бийском нас остановили на посту, проверили документы, указали, что мы едем без включенных фар, но отпустили без штрафа.
Дальше дорога уже знакомая, пошел дождь, поэтому получилось чуть медленее, чем туда. После Бийска уже не останавливались до дома. Приехали где-то в 20.30.
Итого за 5 дней проехали 2400 км, расход бензина 180 литров. Затраты на бензин - 3836 руб.
Затраты на жилье: Акташ - 1200, Тюнгур - 1600 (вместе с едой) + 500 баня.
Ездили вдвоем.

Полезная информация