Сопка-2 — комплекс разновременных (начиная с IV–III тысячелетия до н.э., до позднего средневековья) разнокультовых и разнотипных памятников; состоящий из 100 курганов, вытянутых на 1,5 км, и включающий более 700 захоронений различных эпох, несколько поселенческих и 2 культовых комплекса. Особенной популярностью в качестве погребального места Сопка пользовалась в середине II тысячелетия до н.э.— в эпоху развития бронзы. Только погребений кротовской культуры изучено здесь более 500.
Местное население называет достопримечательность - «Сопка». Само это место в условиях равнинной Барабы выглядело необычно. Кроме того, во влажный год Сопка становилась островом, проникнуть на который было не так-то просто. Видимо, поэтому на ней устраивали свои могильники племена практически всех эпох, когда-либо населявших Барабинскую лесостепь. Удаленность от Московского тракта обеспечила ей относительную сохранность во времена расцвета
бугровщичества
в Сибири, когда сотни курганов были беспощадно разграблены.
Обнаружена была она местным краеведом П. М. Пономаренко в 1973 году. В том же году начаты исследования экспедицией нынешнего Института археологии и этнографии СО РАН под руководством В. Н. Молодина.
Погребальный обряд загадочен и колоритен. В могиле помещали от одного до восьми умерших. Нередким явлением были вторичные погребения, когда тело после смерти не сразу помещалось в могилу, а транспортировалось в какое-то особое, определенное место. Особенно интересны ярусные коллективные погребения, где умерших укладывали одного над другим. Иногда в эту же могилу помещали головы или черепа других людей. Что примечательно — умерших свозили сюда с довольно обширных территорий. Не исключено, что среди них были представители различных родов, входивших в одно племенное объединение.
Богат и разнообразен погребальный инвентарь памятника. Он представлен каменными ножами, скребками, наконечниками стрел, булавами, луновидными подвесками, шариками, топорами, дисками и т.д. Из кости и рога изготавливались наконечники стрел самых замысловатых форм, гарпуны, иглы, ложки, шилья, подвески, концевые накладки лука, вязальные спицы и другие предметы быта. Великолепны скульптурки змей, изготовленные в виде птичьих голов. Бронзовые предметы представлены ножами, кинжалами, браслетами, кельтами, иглами, шильями, бляшками, подвесками, пронизками. Разнообразна и впечатляюща серия украшений из золота и серебра, прежде всего - серьги и подвески.
Особую значимость и подлинную ценность представляют предметы, связанные с бронзолитейным производством. Так, в захоронение литейщика поместили все необходимые ему инструменты: тигли для плавки металла, литейные формы для отливки боевых топоров, шильев, подвесок и др. В 1984 году здесь было открыто уникальное культовое место ирменской культуры эпохи поздней бронзы. Есть погребения саргатской культуры эпохи раннего железа и уникальные для Сибири погребения таежной культуры, представители которой проникли в лесостепь на рубеже эпох.
Богаты и информативны погребения позднетюркского времени (конца I тысячелетия). Умершие захоронены вместе с чучелами коней, конской упряжью, набором железного оружия, бронзовых украшений, стеклянных и сердоликовых бус. Среди захоронений, относящихся к новому времени, выделяется уникальное деревянное сооружение, связанное с погребением шамана, а именно, с набором уникальных деревянных предметов, дошедших до нас благодаря частичному обжигу. Среди многочисленных находок особый интерес представляет керамика. Лепные глиняные сосуды покрыты типичной лесной пышной орнаментацией, но штампы здесь настолько красивы и разнообразны, что превращают их в предметы искусства. В Древней Греции в эпоху эллинизма широкую известность получили сосуды из города Мегара — мегарские чаши, покрытые оттисками красивого штампа. Изделия потчевашской культуры не уступают по привлекательности прославленным мегарским чашам.
Материалы раскопок на Сопке-2 хранятся в музее Института археологии и этнографии в Академгородке, Новосибирском краеведческом музее, а также Венгеровском районном краеведческом музее.