Париж никогда не был моей голубой мечтой, хотя я в детстве очень любила и Золя, и Мопассана, и Дюма. Но когда в феврале 2005 года в газетах, на улицах Новосибирска и на волнах радио «Мелоди» появилась реклама акции «Путешествие из Новосибирска в Париж», мне сразу стало ясно, что Париж весной – это то, чего именно мне не хватало...


Все рассказы

Шесть дней в Париже, или как мне опять повезло

Алина Синикова , Франция

Париж никогда не был моей голубой мечтой, хотя я в детстве очень любила и Золя, и Мопассана, и Дюма. Но когда в феврале 2005 года в газетах, на улицах Новосибирска и на волнах радио «Мелоди» появилась реклама акции «Путешествие из Новосибирска в Париж», мне сразу стало ясно, что Париж весной – это то, чего именно мне не хватало...

Здравствуйте, зовут меня Алина. Париж никогда не был моей голубой мечтой, хотя я в детстве очень любила и Золя, и Мопассана, и Дюма. Но когда в феврале 2005 года в газетах, на улицах Новосибирска и на волнах радио «Мелоди» появилась реклама акции «Путешествие из Новосибирска в Париж», мне сразу стало ясно, что Париж весной – это то, чего именно мне не хватало. И так как я человек очень азартный, я поучаствовала в акции, мне очень повезло с одной стороны, с другой стороны я тоже приложила некоторые усилия – и выиграла! Причем участие в таких мероприятиях – тоже удовольствие, особенно если победитель определяется не совсем лотереей. Итак, спасибо радио «Мелоди», я еду в Париж.

Первый день, политика

29 мая, я – в Париже. Живу в скромной, но уютной гостинице Royal Mansart в районе Монмартра, в ста метрах от Мулен Руж, считай в центре города. Вышла я на теплую улицу, где пахло надвигающимся дождем, свежей выпечкой и кофе из соседней кондитерской, кальяном, который постоянно раскуривали в соседней забегаловке, парфюмерией из соседнего заведения и еще чем-то, и сразу почувствовала, что все прекрасно и дальше будет еще лучше.

Экскурсий в принимающей фирме я покупать не стала, и никому не советую, у меня был план самостоятельных передвижений по городу, спасибо Интернету и путеводителям. На первое собрание я правда сходила. К вечеру сильно похолодало, пошел сильный дождь и я пожалела, что так легко оделась. Поплутав по опустевшим улицам, я наконец-то добежала до своей гостиницы, постояла под горячим душем, ну и только мысли о том, что я не из Африки приехала, помогли мне не простыть совсем. Еще в этот день Франция сказала нет европейской конституции, по телевизору показывали митинг на площади Бастилии, и если бы я взяла с собой кожанку и резиновые галоши, я бы, конечно, сходила поглазеть. Вообще, политическая жизнь на этой неделе была бурная, сменилось правительство, евро падало, парижане ходили демонстрациями, на телевидении обсуждали Николя Саркози, голландцы последовали французскому примеру. Например, вечером 2 июня очень большая демонстрация шла мимо Мулен-Руж сначала по улице Fontaine, перетекая на улицу Blanche. Люди с оранжевыми и черными повязками в руках молча шли куда-то и на мой вопрос «What is happening, и Кес ки сэ пасэ?» никто не отвечал. Да и я в розовом костюмчике и с покупками в руках не слишком соответствовала ситуации. Тут я вспомнила репортаж о забастовке работников лондонского метро против античеловечной зарплаты в 4 тыс. фунтов в месяц, купила мороженое и, как настоящий отдыхающий продолжила наблюдать. Парень с телекамерой чуть не рухнул со столба, снимая это шествие. Кто знает, что это было, напишите мне.

Нотр-дам, латинский квартал, метро, плюшки, собачки

Впрочем, для туристов политические страсти – дело второе. На следующий день, 30 мая, была автобусно-пешеходная обзорная экскурсия, она была уже включена в путевку, поэтому я, конечно поехала, да и всегда стоит посмотреть бегло на город, куда-то потом вернешься, а куда-то и не дойдешь. Собрались мы у здания Оперы Гарнье. Чудесный квартал, всемирно известная улица Османа, дома-утюги, узкие улицы, я там мимо потом частенько проходила.

Нотр-Дам. Что и говорить, готика – это всегда величественно и красиво, внутри светящиеся в лучах солнца витражи, окна-розетки и статуи. Мне очень понравилась довольно большая и очень яркая картина, назовем ее иконой – Иисус в каком-то авангардном стиле и в очень модных в этом сезоне малиновой и зеленой красках. Удивительное рядом.

Перед входом в собор есть медный кружок на площади – нулевая точка отсчета Парижа, нужно встать на одну ногу и повернуться вокруг себя, загадывая желание.

Дальше мы прошлись по Латинскому кварталу, улочки с кучей всяких лавочек и закусочных, старинные дом, из окон которого студентам читали лекции, дворики, в которых и сейчас много студентов, церковь Сорбонны. Мы вышли к Люксембургскому саду. Строго по квадратам рассаженные густые деревья, школьный хор на открытой веранде, присядь на стул и полюбуйся видом на пальмы и на Монпарнас. В целом очень легкое и воздушное впечатление, возможно еще из-за того, что было солнечно, но прохладно и очень ветрено. В парке мы расстались с нашим экскурсоводом и я пошла куда глаза глядят. Не прошлом пятнадцать минут, я вышла к Пантеону. Грандиозное сооружение. Здесь похоронены Виктор Гюго, Золя, Вольтер, Мирабо и сам архитектор этого здания Суфло. Я зашла в Пантеон, купила там музейную карту на три дня за 36 евро. Есть еще карта на 1 день – 18 евро, 5 дней -50. Список музеев, в которые вы можете проходить с этой картой прилагается. Ну и не только музеев, например туда входят и триумфальная арка, и замок Фонтенбло, Версаль, Нотр-Дам, церковь Сен-Шапель. Впрочем экономию еще можно и посчитать. Я поступила как советуют в духе Задорнова, китайской стирающейся ручкой вписала начальную дату, когда три дня закончились, стерла предыдущую запись и сделала новую. Сделала я это скорее из азарта, впрочем за шесть дней карта себя вполне оправдала. Такие карты можно купить во всех музеях и в метро.

Пообедать в Париже - не проблема, дешевле и быстрее всего в китайской закусочной, там все выложено в витрине – выбери и тебе разогреют, 5-6 евро, можно хорошо покушать. В ресторанчике – за 10-15 евро и выше, 3 -4 евро большой багет-бутерброд с разной начинкой. Лично мне очень понравилась парижская выпечка. Очень вкусные пирожные с кремом и яблоками, ананасами и т.д. -1,5-4 евро, всякие бриоши и мафины. Хорошо, что у нас в городе ничего такого нет. (То есть мучного выше крыши, конечно, но таких тартинок с яблоками нет). А в Париже можно купить чашечку кофе и съесть свою плюшку, глядя на гуляющих из любого кафе. Вино дешевле кока-колы в магазине, да и в ресторанчиках вас не сильно разорит. Фрукты очень дорогие, да как и все впрочем продукты. И еще мне рассказывали русские, живущие сейчас в Париже, курочка в супермаркете в городе стоит столько же, сколько и у крестьянина на ферме, потому как он тоже в курсе всех цен. Вода во всех ресторанах и кафе – бесплатно, она скорей всего из водопровода, не стоит этого бояться – новая система очистки, вода не хлорирована, так что смело набирайте в свою бутылочку воду из под крана и гуляйте.

Еще раз пройдясь по Латинскому кварталу, я вернулась на остров Сите, к Нотр-Дам.

Отстояв примерно полчаса в очереди, я поднялась на башню Нотр-дам. Пока я стояла, людей в очереди развлекал чувак в страшной маске Квазимодо, пугая прохожих. Поднявшись пешком на 69 метров, увидите одну из очень красивых панорам Парижа. И на фотографии, которую вы оттуда сделаете, на мир будут смотреть с одной стороны химеры, а с другой стороны ангелы, украшающие фасад собора.

В 20-30 я сходила в Нотр-дам на концерт органной музыки, здорово. Орган там играл и днем, и пел чудесный дуэт. Задержитесь, посидите в соборе.

Метро в Париже – все очень понятно, кругом стрелки, таблички, заблудиться трудно. Но надо иметь схему. Направление указано по конечной станции каждой ветки, в вагонах над каждой дверью – схема только той ветки, по которой идет поезд – очень удобно. Билет – 1,40. Я купила сразу 10 билетов – карне, по 1,1 или 1,2 не помню. Но удобнее всего, как везде уже писали, купить карт-оранж на неделю – 20 евро.

Ну и еще, французы очень любят собак, они не просто выгуливают их по утрам и вечерам, что, кстати сделать в каменных джунглях Парижа сложно, собаки участвуют в повседневной жизни. Дама сидит в маникюрном кабинете – собака ошивается рядом в зале, собаки ходят в супермаркете среди продуктов, сидят на отдельных подушечках в кафе, шляются между тряпочек в дорогих бутиках. Не везде правда собаку пускают – в парк на площади Вогезов, извините. Ну а перед Лувром в парке Тюильри можно попрыгать. От такой жизни, конечно, половина четвероногих еле лапы переставляют по улицам. Они этим напоминают туристов в конце дня.

Город будущего, кораблик, летающий поросенок

Дефанс. Выхожу в 10 утра на станции метро La Defens и взгляда не хватает, чтобы охватить Большую арку. Вот он – город будущего. Зеркальные стены небоскребов обрамляют широкую эспланаду, гранд-арка датского архитектора Йохана фон Шпрекельсена выглядит как окно в еще более блестящий мир, на одной оси с ней вдали виднеется Триумфальная арка. Дефанс переводится как защита и суперсовременный район по идее архитекторов должен сохранить старый город. Сразу натыкаешься взглядом на необычные скульптуры и объекты. Например рядом с торговым центром – две красно-синие чудесные крокозябры высотой метров двенадцать. Что-то подсказало мне, что это не просто так здесь воткнуто, а это есть высокохудожественное произведение. Точно, Хуан Миро, «Два персонажа», резина, пластик. Как все же украшают серый город такие вещи. А на эспланаде Дефанса такого рода объектов пятьдесят три штуки. Об этом я случайно узнала, зайдя в музей дефанса, домик посреди улицы, найти его можно по плану, который вы увидите на щитах через каждые десять метров вначале. Музей бесплатный, но план со всеми скульптурами – 2,5 евро. Попробуйте найти их все – башни из плексиглазовых трубок, механическая птица, огромные линии, маленькие парковые скульптуры, мозаики, фонтаны, да и сами здания и т.д. В общем будущее прекрасно. В 12 часов дня на пустынную прежде эспланаду резко выползли служащие из многочисленных офисов, обед. Тут я наткнулась на зал под открытым небом – заполненные лавочки, огромный экран, на котором шел фильм об истории района, короче сказать – в начале 60-х – ободранные здания, чуть ли ни свиньи под забором, потом метро и скоростная линия RER – и сейчас центр вселенной. Не нужна никакая экскурсия – будете в Париже – потратьте время на этот оригинальный район – не пожалеете.

В этот же день я хотела посетить музей арт-модерна города Парижа, что во дворце Токио. Посмотреть на самую большую картину в мире Фея электричества и т.д. Выйдя на станции Alma-Marceau, оставалось только повернуть и пройти метров сто, но тут я решила поесть. Это была ошибка. Свернула и пошла вглубь квартала от реки. И минут через семь оказалась на улице Георга V, что-то остановило меня пообедать на улице, где ботинки в витринах не меньше 1000 евро, может и зря. Потом я вышла на елисейские поля, посмотрела на триумфальную арку при свете дня, через час я таки добралась до огромного дворца Токио. Следовало бы читать внимательно не только свежий путеводитель, но и карту музеев, зря я ее купила что ли – музей был закрыт на реконструкцию. Зато там работала неформальная выставка. Ладно, зря пришла что ли. За 6 евро маловато на мой взгляд экспонатов, но я люблю такое бредовое искусство, к тому же в котором ты сам можешь поучаствовать. «Летающий поросенок», например, все берут фонарики и заходят в черную комнату, там болтается на резинках этот крылатый белый зверь, рядом скульптуры охотников. Наверное, неведомый нам комикс. Или еще – травянистый подиум призывает «встань на меня» - я промочила ноги и посмотрела себя в полете над звездным небом на большом экране напротив. Яркая стена метров семьдесят, перед ней кучи опилок или другого мусора таких же радиоактивных цветов – поодаль ты можешь провалиться в дизайнерское кресло, и посмотреть по ТВ интервью с автором. Что-то она там про свою спальню долго загоняла. Чтоб у меня была такая спальня. Ну и дальше экспозиция в том же духе. Отдохнув душой, я вышла на берег Сены, следующей по моему плану была прогулка на кораблике. От моста Pont de Alma каждые минут 30, я думаю, отходит прогулочный кораблик. За 7 евро можно совершить часовую прогулку по реке, посмотреть на многие достопримечательности, все комментируется экскурсией на французском, английском, испанском, итальянском и японском языках.

Вечером я прошла мимо Лувра, парень по имени Марио, назвавшийся художником набросал мою карикатуру. Я в ответ нарисовала его. Потом мы выпили по чашечке кофе в соседнем кафе, потом бутылочку вина в в идеально подстриженном парке Тюильри перед Лувром, как это делают вполне добропорядочные парижане. День закончился благополучно.

Лувр, Музей Д`Орсэ, магазины, летняя мода 2005

Быть в Париже, и не побывать в Лувре? Никто ведь не поймет. Так что возьмите свой путеводитель, не забудьте план в вестибюле под стеклянной пирамидой. Честно признайтесь себе, зачем вы здесь. Ну я себе таких вопросов не задавала, поэтому вошла в первый попавшийся вход. Это оказалось крыло Ришелье и крыло Сюлли. Сюда не ходят групповые экскурсии, разве что местные школьники, здесь работает много художников, копирующих старых мастеров. Здесь помпезные апартаменты Наполеона III, работы Рубенса и Гойи, французские художники. Побродив часа два по этим тихим залам, я пошла в крыло Денон. Стрелки, указующие путь к Джоконде, Ника Самофракийская, хоть ее видно издалека, Венера, крупномасштабная живопись и такие толпы народа, что Елисейские поля отдыхают, сюда же идут все экскурсии. Попытавшись пару раз встать рядом и послушать, я хоть и слух у меня прекрасный, поняла, что в постоянном шуме никакая экскурсия удовольствия не доставит. Так что прежде чем купить за 30 и более евро 2-х часовую экскурсию по Лувру, подумайте и откажитесь. 2 часа это мало, 30 евро – это дорого. Во всех залах есть пластиковые карточки, там можно почитать что к чему, также и рядом со многими экспонатами, а уж тратить время на историю Моны Лизы… Ладно. Очень много скульптуры, настолько, что не любителю, конечно, трудно ее воспринять. Если бы хотя бы одну эту статую Лувр подарил бы, например новосибирскому театру какому-нибудь, там она доставила бы гораздо больше счастья людям. Не надо критиковать эту мысль, сама могу.

Перейдя через мост на левый берег, и пройдя немного я оказалась в музее Д`Орсэ. Прекраснейший музей Европы, как пишут везде, я сразу пошла на последний этаж. Да, работы Моне, Дега, Ренуара, Ван-Гога, Гогена, Сёра как-то больше греют душу, чем творения старых мастеров. Это мое мнение. Сам зал очень оригинальный – бывший железнодорожный вокзал. Работы Родена и часто упоминаемая картина Курбе «Начало жизни», около которой мужчины, забредшие в этот зал останавливаются с удовольствием и некоторым удивлением. Ну музей Д`Орсэ это связующее звено между Лувром – храмом классического искусства и музеем центра Помпиду – храм искусства современного, я в этом убедилась вполне.

Если выйдя из музея Дорсэ, свернуть вглубь и одновременно идти назад по направлению к Лувру, то пройдя мимо лавочек антиквариата, выйдете на Бульвар Сен-Жермен. Дорогие и не очень магазины, а тот наряд в японском стиле из бутика Кензо можно смело выставлять в музее, причем в этом наряде можно и ходить по улицам спокойно. Чудесное сочетание. 1500 евро конечно, но выглядит еще дороже. Что характерно, в музеях нет объяснений и аудиогидов на русском языке, а в дорогих магазинах сразу подходят русскоязычные консультанты. Ну такие магазины нам пока не по карману, а в целом хорошие и красивые вещи в Париже дешевле, чем в Москве, а тем более в Новосибирске. Продавцы не достают своим вниманием, можете спокойно ходить, смотреть, мерить. Если не хотите разыскивать магазины – улица Риволи, торговый центр Les Halles. В Галери Лафайет надо еще найти недорогие вещи, но можно поглазеть на шикарный интерьер и очень дорогие платья модных дизайнеров. Если вы надумали что-то там купить найдите карту города, которые выпускает Лафайет в вашем или соседнем отеле – там скидка 10%, такие же карты выпускает Printman, другой крупнейший магазин, там также скидка. Кстати о картах – у Lafayette есть отдельный список станций метро, это удобно, а у Принтман – больше улиц наненсено на карте, так что я ходила с двумя картами. Попала я в одном центре на большую распродажу, там, где в примерочные кабины стоит очердеь в 30 человек, половина вещей уже валяется на полу, поддалась общему настроению и купила себе кофточку, хорошую кстати.

Что касается моды – широкая пышная юбка в несколько оборок одноцветная или разные цвета, с кружевами или без, верх – туника или майка, или рубашка в этно-стиле, обувь – кеды или тапочки на плоской подошве, сапоги или кеды. Такой повальной моды, я имею в виду юбки, я еще не видела, все, буквально все имеют хотя бы одну такую юбку, я тоже купила, конечно. И еще – ни одной женщины на каблуках на улицах в Париже я не видела.

Ну а вечером – Елисейские поля. Я поднялась сначала на Триумфальную арку, потрясающий вид на все огоньки Парижа, на Эйфелевой башне была включена переливающаяся иллюминация. А на самой модной улице гуляет народ, большинство магазинов работает до ночи.

Монмартр, площадь Пигаль, Мулен-руж, крокодил на стене

Поскольку я жила в двух шагах от Мулен-руж, то где еще вечером прогуляться. На представление я не пошла – пожалела 85 евро, вместо этого одела свой самый яркий наряд и изобразила канкан перед варьете. Сам себя не развеселишь, никакие девушки из СНГ, работающие в Мулен-руже этого не сделают. Еще интересно ночью прогуляться по улице Клиши от площади Бланш до площади Пигаль , да и днем та же фигня. Огни, реклама, На каждом шагу заведение, которое предлагает секс-шоу, далеко не такое добропорядочное как Мулен-руж. Зазывалы, секс-шопы, все тихо, мирно. Есть еще улица Сен-Дени, примерно параллельно улице Риволи, в самом центра, такого же секс-пошиба улица, туда я днем несколько раз выходила. Резко отличается от соседних улиц колоритной публикой, повышенным количеством тайско-китайских забегаловок и количеством мусора на мостовой.

Вернемся на Монмартр. Самое свежее и светлое впечатление церковь Сакре-Кер. Особенно в ясный и солнечный день.

На улице Blanche - театр комедии. Пять лет с аншлагом спектакль «Монолог вагины», и на этой неделе на него шли люди. Это серьезный спектакль, в том смысле не секс-шоу, о нем даже рассказывали то ли на канале Россия, то ли на Культуре.

А сейчас опять о музеях. Хотя центр Помпиду или Бобур трудно назвать музеем. Это Центр современного искусства, это очень хорошо. И чем он еще хорош – в отличие от всех музеев и магазинов работает до 21-00. Я пришла туда в 7 часов вечера, на площади прямо на тротуаре сидели люди и слушали корейских гусельниц или арфисток. И девушки в своих пышных красных нарядов на фоне здания Бобура выглядели как бабочки, присевшие на газопровод. Эх, как я красиво пишу. Все коммуникации Центра выведены наружу – вертикальные трубопроводы, лифты, эскалаторы, трубы разных коммуникаций покрашены разным цветом. В здании размещается не только музей современного искусства, но и публичная библиотека, исследовательский институт, что-то еще. Внутренне музей вполне соответствует внешнему фасаду. Не буду описывать экспонаты, всего не перечислить, скажу только, что если у вас есть новые колготки и лук, или старое кресло, или ненужная монтажная пена – из всего этого можно сделать чудесные художественные объекты. В одном из залов смотрительница подошла ко мне и очень вежливо попросила не ходить среди экспоната – да, вот задумаешься здесь, в нашем-то колхозе люди поскромнее будут – сделают оградку из подручного материала для клубники, да поставят в огород, а французы – назовут эту оградку красиво – да в музей. В целом центр оставляет радостное впечатление, когда кругом глюки и тебе это передается.

Замок Фонтенбло, Парк ла Вильетт, ослик в океане

В пятницу, 3 июня я решила, что хватит уже в городе сидеть, пора на природу. Почему-то в Интернет-отзывах люди не в восторге от Версаля, а советуют ехать в замок Фонтенбло. До Версаля можно доехать на метро из Парижа, но мы легких путей не ищем, так что рано утром я поехала на Лионский вокзал, с горем пополам мне там объяснили, что чтобы добраться до остановки Avon-Fontenbleau нужно ехать по направлению Laroche либо Montreu минут сорок. Билет туда и обратно 14,80 евро. На 9-27 я не успела, потому что пока искала, где тут касса, успела постоять в очереди за билетами не на пригородные поезда, короче в 10-37 я отчалила в направлении Монтрё. Двухэтажная электричка со скоростью не менее 100 км/ч проносилась мимо всех остановочных платформ, через полчаса я начала беспокоиться, но сидевшие рядом дамы объяснили, что в Фонтенбло она все-таки тормознет на пять секунд. На маленьком вокзальчике города Авон уже стоял городской автобус, который за 1.40 довез до местного туристического центра, где мне, паре японцев и англичан выдали карту замка и парка и махнули рукой через улицу, где собственно и был замок. Вход в замок – 5.5 евро, он также входит в карту музеев. Итого 23 евро. Я пишу так подробно, чтобы вы подумали, прежде чем покупать экскурсию на полдня за 60 или не дай бог 95 евро как мои соседи по гостинице в фирмах Пари-Этуаль или Капитал, которые встречают русских туристов. В замке кстати я присоседилась к русской экскурсии, послушала кто из французских королей, где и с кем спал. Но самое душевное в Фонтенбло – это огромный парк, с озером, с фонтанами, с павлинами, все как в порядочном замке. Парижане приезжают сюда на выходные погулять, а в пятницу почти никого не было, сядешь пописать на большой полянке с видом на беседку на озере и фигурные башни замка, и даже сфотографировать некому. Романтика.

Кстати, люди хвалили экскурсию «Замки долины Луары», но опять же прежде чем купить ее за 170 евро, обратите внимание на рекламу французских агентств в своем отеле, где она продается за 85, но без русских комментариев конечно.

А вот куда бы я сходила с русской экскурсией – крупнейший музей науки и техники в парке Ла Вильетт. Но такая экскурсия, думаю требует гораздо большей подготовки, чем байки из жизни проклятых французских королей, так что не скоро дождетесь. В последний день неохота уже было ходить по музейм и я ограничилась тем, что поглядела на Жеоду – огромную зеркальную полусферу с проекционным залом внутри. И пошла напоследок опять бродить по городу. Набрела на блошиный рынок на площади Бастилии и рядом. Прошла по старинному кварталу Le Marais, вышла к площади Вогезов, красивый парк, старинные дома и вокруг площади частные художественные галереи, куда вы можете зайти бесплатно, поговорить с хозяевами, ресторанчики прямо на тротуаре, идешь прямо между столиками, старинный дворик и красивые дома. Опять вышла к торговому центру Les Halles, полюбовалась на церковь Сент-Эсташ и на сад, с выстриженными из кустов и деревьев фигурами животных, ну и само собой прошлась напоследок по магазинам.

Что еще сказать. Французы – люди отзывчивые, доброжелательные, и огромное количество туристов их по-видимому не раздражает. Действительно, много красивых мужчин, это в глаза бросается. Женщины тоже симпатичные, стройные. Кафе, пивные на каждом шагу можно найти, но пьяного я только одного видела за шесть дней, ну кроме бомжей местных - клошаров. Опять же человек может жевать на ходу свой большой бутерброд, но с бутылкой пива я ни одного мужчины не видела, женщины само собой тоже. В Париже есть ощущение спокойствия, даже в самом темном переулке в двенадцать ночи чувствуешь себя безопасно. Еще раз скажу, что на каблуках даже проститутки не ходят.

Как быстро идет время, а в Париже оно проносится быстрее нового скоростного поезда Париж-Лондон (всего 3,5 часа). Но чудесные впечатления останутся навсегда, и Париж смотрит на меня издалека оптимистичными глазами ослика, оставленного одного в неработающей моторной лодке среди океана. Это я не брежу, а описываю напоследок самую душещипательную фотографию из центра Помпиду.

Если у Вас есть вопросы или отзывы, пишите alinasin@inbox.ru

Полезная информация