Вокзал Новосибирск-Главный - крупнейшая пассажирская железнодорожная станция Западно-Сибирской железной дороги в городе Новосибирске и Новосибирской области. Расположен в Центральном районе Новосибирска по линии станции метро «Площадь Гарина-Михайловского», недалеко от площади Ленина.
Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный в советские времена являлся самым большим вокзальным зданием в стране, он и сегодня один из крупнейших в России и сохраняет лидирующую позицию по величине в Сибири. 22 ноября 1960 года зданию был присвоен статус памятника архитектуры регионального значения.
Площадь, занимаемая Новосибирском-Главным равна 29 тысячам квадратных метров и позволяет вместить до 3,9 тысяч пассажиров одновременно.
На возведение вокзала ушло 7 лет (1932-1939 годы), в течение которых проект строительства претерпел немало изменений. В эксплуатацию итоговый вариант, на архитектуру которого определенное влияние оказал облик Театра оперы и балета, был принят 25 января 1939 года.
Привокзальная площадь неслучайно носит имя писателя Гарина–Михайловского, в свое время именно он определил местоположение железнодорожного моста для Сибирской железной дороги через реку Обь. При строительстве которого возник поселок, превратившийся впоследствии в город Новосибирск.
Прототипом здания вокзала являлся старинный паровоз, что и отразилось в современном облике достопримечательности - прослеживается схожесть черт и форм между зданием и транспортным средством, которому Новосибирск обязан своим возникновением.
Инженер Галина Телегина, принимавшая участие в строительстве, с улыбкой вспоминает слух о том, что новосибирский вокзал - точная копия чикагского, возникший на почве родственного домысла об альтернативном варианте названия Новосибирска - Сибчикаго! А также рассказывает о высокой башне, которую планировали возвести в правом углу здания, но позже отказались от этой идеи. По мнению Галины - к счастью, ведь башня смотрелась бы довольно нелепо на общем фоне вокзального комплекса(источник: www.vkph.com).
А в стеклянном ангаре, заключенном между главным зданием и пригородными путями, находится еще один
интересный объект «Новосибирска-Главного» - копия макета первого российского паровоза «Проворный», оригинал которого можно увидеть на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге. На фасаде здания со стороны путей есть две памятных таблички.
Здание было отреставрировано в конце 90-х годов - современный интерьер, гранирно-мраморная облицовка стен и потолка украсили его. В наши дни вокзал способен ежегодно обслужить до 16 миллионов пассажиров, предлагая при этом широкий спектр услуг и качественный сервис.
Вокзальный комплекс состоит из пассажирского здания, 14 пассажирских платформ, подземного перехода и багажных помещений. Кассы, которых в зале свыше 10, включают 2 окна справочного бюро, все они оснащены автоматизированной системой «Экспресс-2». Мониторы, установленные над кассовыми окнами призваны своевременно информировать пассажиров о наличии мест в поездах и отражать актуальные сведения о поездке. В здание работает ресторан, а транзитные гости Новосибирска имеют возможность отдохнуть в гостинице, расположенной в Восточном зале вокзала, номерной фонд которой рассчитан на 64 места. Для пассажиров с детьми функционирует 40-местная Комната матери и ребенка, оборудована игровая комната, где опытные педагоги организуют детский досуг. Более того, вокзал располагает конференц-залом, который предоставляет в аренду; возможна транспортировка багажа до вагона, международная перевозка грузов. Режим работы - 7 дней в неделю, без выходных и перерывов.
Современность в архитектурный комплекс привнесло открывшийся в 2005 году павильон пригородного вокзала, расположившееся по правую руку от главного здания. 2011 год запомнился введение в действие турникетов, ведущих к пригородным поездам, а для удобства переходящих на Владимировскую улицу через железную дорогу установили обходной мост.