Априорное здание появилось с подачи Екатерины Первой, которой Царское Село досталось в подарок. Так, в 1717 году приехал архитектор Браунштейн, трудившийся над дворцами Петергофа, и принялся за работу над будущей резиденцией императрицы. Результат был презентован общественности спустя семь лет, в честь чего устроили шикарный праздник. На самом деле, по сравнению с сегодняшним обликом, Екатерининский дворец тех лет был довольно невзрачен: два этажа каменной компактности.
Когда в 1741 году здание переходит в руки новой правительницы Российской Империи, дочери Петра Первого, Елизаветы, дворец обретает новую жизнь. Елизавета Петровна позвала архитектора Земцова, а тот взял да скончался, не успев завершить начатое. Ему на смену пришли Квасов, Трезини, того заменили Чевакинским, а затем в команду добавили Растрелли. Прошло пять лет и Елизавета смогла полюбоваться плодами их трудов – прекрасным зданием в стиле барокко.
Дворец стал не только наряднее, но и больше. На фасадах появилась лепнина и изображения атлантов, золоченый орнамент. Лазоревый фасад дополнили колоннами цвета снега. Северный корпус увенчали пятью позолоченными главами, а южный (с парадным крыльцом) шпилем со звездой. И без того величественное здание приобрело еще более торжественный вид.
Благодаря Растрелли, преобразилось и дворцовое нутро. Появилась длиннющая анфилада, «сотканная» парадными, декорированными позолоченной резьбой. Подобная планировка пришла в страну только в середине 18 столетия – последний писк моды, так сказать.
С 70-х того же века резиденция переходит к Екатерине Великой. Пусть здание являлось загляденьем, императрице хотелось подогнать всю эту красоту под себя. За сим, был приглашен архитектор Камерон, знаток античности. Так появились кабинеты (Синий и Серебряный), гостиные (Арабесковая и Лионская), столовая (Купольная) и зал (Китайский). Отделка вышла строгой и вместе с тем изящной, атмосфера же получилась весьма таинственной. Камерон же занимался комнатами для сына Екатерины и его супруги, к таковым относят: Опочивальню, Официантскую, Зеленую столовую и гостиные (Голубую и Китайскую).
При Александре Первом появились Парадный кабинет и еще ряд комнат по соседству, оформление которых чествовало победы над французами и Наполеоном, в частности.
Заключительным этапом преображений дворца стали 60-е 19-ого столетия, в это время Монигетти создал Парадную лестницу в стиле «второго рококо».
Кстати, до 1910 года дворец именовали Большим Царскосельским, Екатерининским он стал чуть более века назад.