Диорама Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года – масштабная (самая большая в мире!) иллюстрация батального искусства, символ героизма советских воинов, освободивших Севастополь от гитлеровского гнета. Открыт был в ноябре 1959 года и располагается в 6 километрах на восток от города, на пике Сапун-горы, соседствуя с памятником Славы – в полукруглом строении, на втором этаже. Первый этаж занимают экспозиции обороны 1940-42 годов и освобождения 1944 года. У здания находятся образцы военной техники и вооружения военных лет. Полотно диорамы есть полукруг напротив смотровой площадки, между ними установлен план, слитый воедино непосредственно с полотном – этот прием позволил углубить восприятие пространства, заставляя верить в реалистичность и живость изображения. Длина его составляет 25,5 м, а высота достигает 5,5 м, площадь его – 83 км². Что иллюстрирует полотно? Кульминацию штурма Сапун-горы.
Севастопольский художественный музей (1927 год) открыт на основе коллекционной доли музеев Ялты, Москвы и Петрограда, чьи экспозиции составляли предметы частных коллекций южного побережья Крыма и Ливадийского дворца. К началу 21 века музей располагал более 8 тысячами произведений искусства, в том числе полотен русской и украинской живописи, мейсенского фарфора и западноевропейской бронзы, советского периода и современности.
Херсонес Таврический – древнегреческий полис, расположенный на Гераклейском полуострове. Сегодня Херсонес есть городище Гагаринского района Севастополя. 2 тысячи лет кряду он функционировал в качестве основного политического, культурного и экономического центра северных земель Причерноморья, являлся единственной в своем роде дорийской колонией.
Его центральная площадь – Агора – находится в центре основной артерии Херсонеса и представляет собой все ту же центральную площадь, какой являлась в 5 веке до нашей эры. Ранее была застроена алтарями, храмами и божественными изваяниями, здесь проходили постановления народного совета. Христианство подарило Агоре семихрамовый ансамбль. Один из соборов носит имя киевского князя Владимира.
Херсонесский театр (3-4 века) был способен принять до 3 тысяч зрителей единовременно, являлся площадкой для проведения народных собраний, представлений и праздников. Римский период превращал его на время в гладиаторскую арену, бои которых прекратились с появлением Христианства. Тогда же театр приходит в запустение, руины его заменяются двумя христианскими культовыми зданиями. Тот, что располагался на орхестре (площадке, где в античности выступали актеры), был разобран во время реставрационных работ. Другой, крестообразный, дошел до наших дней и именуется «Храмом с ковчегом». Это единственное античное сооружение, найденное на территории СНГ. В Херсонесе также можно увидеть базилику в базилике, башню Зенона и Херсонесский Колокол.
Храм-пирамида св. Николая (1870 год) – пирамидальное православное сооружение, расположенное на мемориальном Братском кладбище. Аналогия с египетскими пирамидами призвана передать идею вечности. Увенчана церковь крестом, который весит целых 16 тонн. Экстерьер украшен 56-ю диоритовыми досками, на которых прописаны части, их состав и количество умерших, отстаивающих Севастополь во время первой обороны. Интерьер же украшен 38-ю черномраморными именными досками, чествующими генералов, адмиралов, офицеров, погибших за время 1854-1855 годов. Раньше церковь была декорирована росписью византийских мотивов, фресками. Высокая влажность в помещении повредила декор, который пришлось заменить на мозаику, имитировавшую прежние узоры. За время Второй обороны 1942-1844 годов верхушка церкви пострадала, крест повержен на землю и расколот. В наши дни храм активно реставрирует и является действующим.